Стили в дизайне интерьера и архитектуре (ч.3)

Опубликовано в рубрике(ах) «Архитектурная фотосъёмка» с метками «», «», «», «». Автор: .

Продолжение статьи по основные архитектурные стили. Начало статьи: Стили в дизайне интерьера и архитектуре (ч.1). В этой части речь идёт о стилях Рококо, Классицизм и Ампир.

Рококо

Середина XVIII века.

Основными принципами стиля Рококо в искусстве были уход от жизни в мир фантазии, игры, мифических сюжетов и эротических ситуаций. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Интерьеры изящны, декоративны, легки. Декоративное искусство Рококо принадлежит к высшим достижениям искусства XVIII века по изысканности, красоте асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и личному удобству.

Резные и лепные узоры, разорванные картуши, маски амуров. Большую роль играют рельефы, живописные панно в изысканном стиле. Многочисленные зеркала, гобелены, эротичные и пасторальные силуэты, асимметричное построение композиции; в скульптуре — бюсты, небольшие статуэтки из росписи и фарфора. Переливается и несколько блеклая по колориту рокальная живопись. Изысканная отделка, сочетающаяся с экзотичными мотивами китайского искусства (лаковые шкатулки, шелк).

Классицизм

XVII — начало XIX в.

Классицизм обращается к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизму свойственны ясные геометрические формы, сдержанный декор и дорогие, качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.). Чаще всего встречаются украшения скульптурами и лепниной. Архитекторы той эпохи находили такой подход, который удивительно гармонично связывал античные формы с мягкостью русской природы и одновременно с устремлениями русской культуры.

Интерьер, оформленный в классическом стиле — это, обычно, помещение правильной формы, излучающее покой и основательность. Такой интерьер не чрезмерен, не перегружен деталями, не «бьет в глаза», исполнен сдержанного достоинства, вкуса и респектабельности. «Классика» покупается надолго и передается по наследству. У качественной классической мебели есть особенность: как и талантливая живопись, такая мебель со временем возрастает в цене, становясь раритетом. Ведь, как правило, это мебель из натурального дерева: ореха, вишни, карельской березы. А ручная работа, резьба, позолота, инкрустация редкими породами дерева, перламутром, бронзой делают такую мебель настоящим произведением искусства.

Роскошь предыдущих стилей Барокко и Рококо приобрела в интерьерах Классицизма монументальный и величественный характер. Легкомысленный стиль жизни королевского двора сменили спокойствие и утонченность, заимствованные у прекрасного прошлого Эллады. К началу XIX века в литературе, скульптуре и живописи Классицизм исчерпал себя. В светских кругах деятелей искусства на стиль обрушилась резкая критика, провозгласившая: «Классицизм умер от холода собственных стремлений к идеальности». В дизайне интерьеров же, наоборот, богатство и величие, свойственные Классицизму, приумножились до перегруженности. Художественное наследие Греции сменилось наследием Рима, на фоне ярких событий Французской Революции. Воплотивший все эти настроения новый стиль, носил название Ампир.

Ампир

Начало XIX века

Ампир — потомок Классицизма, парадный, торжественный, военно-триумфальный стиль, подражающий шику и роскоши Римской империи. В дизайне интерьера используется богатый декор с мотивами военной эмблематики. Формы массивны и упрощены, подчеркнута монументальность. В жилом варианте царит интеллектуальная атмосфера. Мебель стиля Ампир имеет метрическую форму, в стульях и креслах читается древнеримское заимствование — явно выраженные плавные выгибы ножки и спинки, как правило, ножки представляют собой лапы львов или грифонов. Мебель может быть как из красного дерева, так и из ореха, но резьба практически не применяется. А в качестве декоративных элементов используются бронзовые или позолоченные накладки. Скрещенные мечи и копья, щиты и шлемы, лавровые венки — вот они отличительные черты стиля Ампир, которые просматриваются в интерьере.

В стиле ампир наиболее полно раскрылись художественные достоинства хрусталя. Так же использовались многорожковые светильники на стенах и бронзовые люстры — помимо основной функции они являются важными элементами декора интерьера. Многорожковая конструкция, благородный металлический корпус, изящные стеклянные подвески — черты стиля Ампир. Блеск и роскошь, плавные формы и линии, сверкающий хрусталь создают атмосферу праздника. Они многое дают, но и многого требуют — такого же парадного окружения.

Продлжение см. в следующей части.

Добавить комментарий

(Регистрация | Войти)