Кто работает на съёмочной площадке

Опубликовано в рубрике(ах) «Записки фотографа» с метками «», «». Автор: .

Ес­ли со­бира­ясь на съём­ку, вы ду­ма­ете, что в ней участ­ву­ют толь­ко мо­дель и фо­тог­раф, то вы оши­ба­етесь. В соз­да­нии об­ра­за или сю­жета при­нима­ет учас­тие це­лая ко­ман­да спе­ци­алис­тов. Все они — звенья од­ной це­пи, от­сутс­твие од­но­го из них ос­ложня­ет ра­боту. Про­фес­си­ональ­ный фо­тог­раф не на­чина­ет сни­мать, по­ка ви­зажист не на­несет ма­ки­яж, а сти­лист не под­бе­рёт одеж­ду. Фо­тог­раф оза­бочен тем, что­бы пра­виль­но сто­ял свет, он пос­то­ян­но конт­ро­лиру­ет экс­по­зицию и фо­кус­ное расс­то­яние, ра­курс и рас­кадров­ку. О том, как выг­ля­дит мо­дель, бес­по­ко­ит­ся ко­ман­да, где каж­дый от­ве­ча­ет за свою часть ра­боты. Толь­ко все вмес­те вы по­луча­ете же­ла­емый ре­зуль­тат, ра­ди ко­торо­го и бы­ла ор­га­низо­вана съём­ка.


Вспом­ним эпи­зод ра­боты фо­тог­ра­фа Май­ло Брен­ни­гана и его ко­ман­ды из филь­ма Ро­бер­та Олт­ма­на “Pret-a-por­ter”: к мо­мен­ту при­хода мэт­ра фо­тог­ра­фии в па­вильоне все го­тово к съём­ке. Сти­лис­ты ус­та­нови­ли зад­ник с ло­готи­пами фир­мы Lo и под­го­тови­ли ку­бы-подс­тав­ки, па­рик­ма­херы и ви­зажис­ты сде­лали при­чёс­ки и ma­ke-up, со­от­ветс­тву­ющие сти­лю кол­лекции ма­дам Ло. Ас­систент фо­тог­ра­фа рас­по­ложил се­мерых мо­делей в кад­ре и сде­лал проб­ные сним­ки на “по­ларо­ид”. Май­ло Брен­ни­ган за­ходит в па­вильон, здо­рова­ет­ся с мо­деля­ми и про­сит уда­лить­ся всех пос­то­рон­них, вклю­чая за­каз­чи­ков съём­ки. Они наб­лю­да­ют за ра­ботой Май­ло из гри­мёр­ки че­рез стек­лянное окош­ко. Фо­тог­раф расс­мат­ри­ва­ет проб­ные сним­ки и от­да­ет рас­по­ряже­ние: уб­рать из кад­ра го­лов­ные убо­ры. Свет и цве­товая гам­ма его уст­ра­ивают, и он на­чина­ет наст­ра­ивать мо­делей на ра­боту. Про­фес­си­ональ­ные мо­дели ра­бота­ют са­мос­то­ятель­но, фо­тог­раф лишь иног­да про­сит под­нять под­бо­родок или рез­че взмах­нуть во­лоса­ми. Май­ло ра­бота­ет быст­ро, сни­мая об­щие пла­ны и де­тали кол­лекции. Гля­дя на его ра­боту, за­каз­чи­ки, не ви­дя слай­дов, по­нима­ют: съём­ка уда­лась.

Что де­ла­ет фо­тог­раф на съёмоч­ной пло­щад­ке, мы уже объяс­ня­ли. Ка­ковы же обя­зан­ности у дру­гих чле­нов ко­ман­ды?

Сти­лист. Это, по­жалуй, вто­рой че­ловек на пло­щад­ке пос­ле фо­тог­ра­фа. Мож­но ска­зать, что он участ­ву­ет во всем. Сти­лист вмес­те с фо­тог­ра­фом оп­ре­деля­ет мес­то про­веде­ния съём­ки, по­мога­ет вы­бирать фон и де­тали де­кора­ций, от­ве­ча­ет за одеж­ду мо­дели и за то, как эта одеж­да смот­рится в за­виси­мос­ти от по­зы. Сти­лист под­би­ра­ет ак­сессу­ары для мо­дели, оп­ре­деля­ет её ма­ки­яж и при­чёс­ку. В его ком­пе­тен­ции — брать нап­ро­кат одеж­ду и ак­сессу­ары в бу­тиках.

У сти­лис­та, как пра­вило, есть все не­об­хо­димое для то­го, что­бы пог­ла­дить одеж­ду, уст­ра­нить мел­кие не­полад­ки, нап­ри­мер, при­шить пу­гови­цу или су­зить платье на спи­не. Мно­гие не по­доз­ре­ва­ют, что за­час­тую спи­на мо­дели уты­кана бу­лав­ка­ми и при­щеп­ка­ми, ко­торы­ми скреп­ля­ют одеж­ду, что­бы она си­дела иде­аль­но. Од­на из за­дач сти­лис­та — сле­дить, что­бы эти “ма­лень­кие хит­рости” не бы­ли вид­ны в кад­ре.

Обыч­но сти­лист ра­бота­ет по сво­бод­но­му най­му. Как пра­вило, в уз­ком кру­гу мо­дель­но­го биз­не­са, спе­ци­алис­ты хо­рошо зна­ют друг дру­га и не­ред­ко ра­бота­ют од­ной ко­ман­дой, хо­тя каж­дый из них по от­дель­нос­ти то­же мо­жет вы­пол­нять за­казы. Час­то фо­тог­раф ра­бота­ет с од­ним сти­лис­том, с ко­торым ему лег­ко дос­тичь вза­имо­пони­мания. В дру­гих слу­ча­ях сти­лист на­нима­ет­ся за­каз­чи­ком.

На са­мые от­ветс­твен­ные и до­рогос­то­ящие съём­ки приг­ла­ша­ет­ся пос­та­нов­щик. Эта про­фес­сия, как и про­фес­сия сти­лис­та, в на­шем мо­дель­ном биз­не­се но­вая. Ча­ще все­го пос­та­нов­щи­ка за­казы­ва­ют в тех слу­ча­ях, ког­да на съёмоч­ной пло­щад­ке ра­бота­ет боль­шая ко­ман­да мо­делей или ког­да объек­том съём­ки яв­ля­ет­ся неп­ро­фес­си­онал, нап­ри­мер, кан­ди­дат в на­род­ные де­пута­ты. Обя­зан­ности, ко­торые воз­ла­га­ют на пос­та­нов­щи­ка, срод­ни обя­зан­ностям ре­жис­сё­ра ви­део- и ки­носъём­ки. Пос­та­нов­щик в пер­вую оче­редь ру­ково­дит мо­деля­ми, сни­мая часть наг­рузки с фо­тог­ра­фа. Вы­пол­няя ре­жис­сёрс­кие функ­ции, он пы­та­ет­ся “ожи­вить” мо­дель: мо­жет расс­ка­зывать анек­до­ты, зас­тавляя улы­бать­ся, со­вету­ет как дви­гать­ся, фик­си­ру­ет на­ибо­лее удач­ные мо­мен­ты в том слу­чае, ес­ли мо­дель ра­бота­ет са­мос­то­ятель­но. В слу­чае, ес­ли на съём­ке нет пос­та­нов­щи­ка, его ра­боту вы­пол­ня­ет сти­лист.

Ни од­на съём­ка не про­ис­хо­дит без ви­зажис­та. Фо­тог­раф или сти­лист да­ют ука­зание ви­зажис­ту соз­дать оп­ре­делён­ный об­раз. Обыч­но стиль ма­ки­яжа за­висит от одеж­ды, ти­па ос­ве­щения, а так­же от спе­цифи­ки сю­жета. Но да­же ес­ли это обыч­ная тес­то­вая съём­ка, фо­томо­делям не­об­хо­дим спе­ци­аль­ный ма­ки­яж. Ка­мера за­меча­ет мель­чай­шие не­дос­татки, ко­торых при днев­ном ос­ве­щении не вид­но. Ви­зажист уме­ло под­го­товит ли­цо, что­бы на фо­тог­ра­фии оно по­лучи­лось чис­тым, све­жим и кра­сивым. Не ду­май­те, что са­ми спра­витесь не ху­же, вряд ли вы са­мос­то­ятель­но сде­ла­ете спе­ци­аль­ный ма­ки­яж, ко­торый от­ли­ча­ет­ся от ва­шего при­выч­но­го. Ви­зажис­ты — нас­то­ящие ху­дож­ни­ки и, кро­ме то­го, хо­рошие со­вет­чи­ки — сто­ит прис­лу­шать­ся к их мне­нию.

Име­на ви­зажис­тов-про­фес­си­она­лов мож­но встре­тить под фо­тог­ра­фи­ями в каж­дом жур­на­ле.

Па­рик­ма­хер. У нас ви­зажис­ты час­то вы­пол­ня­ют ра­боту па­рик­ма­хера, хо­тя эти ви­ды ра­боты долж­ны вы­пол­нять­ся от­дель­ны­ми спе­ци­алис­та­ми. Без при­чёс­ки, как и без ма­ки­яжа, ваш об­раз бу­дет не­совер­ше­нен. До­пус­тим, кое-что вы смо­жете сде­лать и са­ми (нап­ри­мер, вам ни­чего не сто­ит кра­сиво рас­пустить во­лосы), но ес­ли за­думан слож­ный об­раз, без па­рик­ма­хера не обой­тись. Па­рик­ма­херу, как и ви­зажис­ту, ос­новное нап­равле­ние ука­зыва­ют фо­тог­раф или сти­лист. Па­рик­ма­хер и ви­зажист от­ве­ча­ют за соз­да­ние об­ра­за до на­чала съёмок, но они так­же мо­гут при­сутс­тво­вать и во вре­мя них, что­бы поп­ра­вить сбив­шу­юся при­чёс­ку или ос­ве­жить грим. При­сутс­твие на се­ан­се па­рик­ма­хера и ви­зажис­та да­ет га­ран­тию: ма­ки­яж или при­чёс­ку поп­ра­вит тот же че­ловек, ко­торый их де­лал. Кро­ме то­го, во вре­мя од­но­го съёмоч­но­го дня мо­дель мо­жет от­ра­баты­вать нес­коль­ко об­ра­зов, а зна­чит — ma­ke-up и при­чёс­ка каж­дый раз бу­дут но­выми.

Не все фо­тог­ра­фы поль­зу­ют­ся ус­лу­гами ас­систен­тов, но те, у ко­го они есть, зна­читель­но об­легча­ют се­бе ра­боту. Ас­систент по­мога­ет фо­тог­ра­фу в тех­ни­чес­кой час­ти съём­ки: выс­тавля­ет свет, пе­рено­сит шта­тив, ме­ня­ет объек­тив и рас­ка­тыва­ет фон. Кро­ме то­го, ас­систен­ту по­руча­ют­ся мел­кие за­дания: ку­пить или про­явить плён­ку, на­печа­тать фо­тог­ра­фии. При этом ас­систент — не обя­затель­но “маль­чик на по­бегуш­ках”. Час­то эту роль вы­пол­ня­ет уче­ник фо­тог­ра­фа, ко­торо­му мас­тер мо­жет по­ручить па­рал­лель­ную или дуб­ли­ру­ющую фо­тосъём­ку, а так­же съём­ку де­талей.

Иног­да на съём­ке при­сутс­тву­ет за­каз­чик. Это ли­бо прос­той знак вни­мания с его сто­роны, ли­бо же­лание внес­ти ре­аль­ный вклад в про­цесс. Он мо­жет дик­то­вать сю­жеты, ком­по­зиции, участ­во­вать в пос­та­нов­ке. В слу­чае из­да­тель­ской съём­ки на се­ан­се обыч­но при­сутс­тву­ет глав­ный ре­дак­тор, арт-ди­рек­тор или за­веду­ющий от­де­лом жур­на­ла.

Добавить комментарий