Фотосъёмка интерьеров. Подготовка и проведение

Опубликовано в рубрике(ах) «Архитектурная фотосъёмка», «Искусство быть клиентом» с метками «», «», «». Автор: .

В процессе общения с дизайнерами интерьеров и архитекторами я часто встречаюсь с ситуацией, когда они осознают важность фотографирования сделанных проектов для продвижения их услуг, но пока не понимают, что именно необходимо для достижения максимальной отдачи от интерьерных фотографий.

Когда ко мне обращается новый дизайнер с просьбой рассчитать смету на фотосъёмку интерьеров, я очень часто улыбаюсь… Все дизайнеры привыкли считать стоимость работ от метража помещения и ровно с той же позиции приходят к фотографу. «Сколько стоит и сколько займёт времени, чтобы сфотографировать квартиру 87 м²?…» Честно?… Не знаю…

Сейчас у меня перед глазами лежит план одной из таких квартир в «Миракс-парке», — как раз готовлюсь к её фотосъёмке. Я насчитал не менее девяти интересных видовых кадров, плюс спокойно можно сделать с полдюжины фотографий деталей интерьера. Но это лишь частный случай — никто не сможет гарантировать, что в другой подобной квартире будет аналогичное число видов; дизайнеры для того и работают, чтобы помещения были разными… А время и стоимость — это всегда производные от трудозатрат на получение необходимого результата. Надеюсь, в этой квартире уложу всю съёмку в 6 часов…

Готовим почву заранее

Идеальное портфолио дизайнера интерьеров, с моей точки зрения, должно состоять из проектов в трёх их эпостасях — чернового эскизного рисунка, с которого начинался проект, 3D-визуализации или изометрической отрисовки окончательно спроектированного дизайна и фотографий реализованного проекта. Только в этом случае клиент будет видеть весь процесс работы над проектом от самого его начала до финальной точки.

Демонстрация результатов своей работы — это новые клиенты для дизайнера. Я очень часто встречаю людей, которые сетуют на малое число примеров своей работы, доступных для показа новым клиентам. Часто это происходит из-за запретов со стороны клиента на фотосъёмку готового дизайна… А запрет фотосъёмки влечёт за собой упущенную выгоду.

Дизайнеры пытаются решить проблему с запретами через прописывание разрешения на фотосъёмку в договор. Но на практике они ничего не выигрывают. У одного из моих клиентов такой пункт в договоре есть изначально, плюс они особо озвучивают его до подписания договора. На деле приличная часть клиентов «плевать хотела» на этот пункт договора. И в чём-то они правы — сложно такого клиента заставить соблюдать этот пункт. Что вы к нему, с приставами придёте?..

По мне разумнее, наоборот, изначально ставить цену за проект выше, но сразу предлагать скидку за разрешение на фотосъёмку интерьеров, т.е. сводить всё к варианту, когда человек сам осознано идёт на разрешение фотографировать и подписывает дополнительное соглашение. Тогда впоследствии ему психологически будет сложно отказаться от своих слов. А для тех, кто «пересилит себя», есть финансовый пункт. Отказываешься? Не вопрос… но и скидка долой — плати, дорогой…

Планируем фотосъёмку

В процессе подготовки фотосъёмки одним из важнейших этапов является общение с Вашим заказчиком, для кого Вы делали этот проект. Очень часто заказчики боятся, что фотографии послужат наводкой для грабителей или раскроют какие-то личные тайны. Чуть реже встречается боязнь, что кто-то посмотрит картинки и сделает точно такой же дизайн…

Крайне важно в разговоре в явной форме проговорить, что фотографии делаются не с целью нарушения приватности, а для того, чтобы показать работу дизайнера. Обязательно скажите, что все персональные вещи, такие как фотографии семьи заказчика, награды и т.п. детали обычно убираются из кадра, а камеры видеонаблюдения и т.п. датчики системы безопасности — ретушируются. Отчасти из-за того, что они отвлекают внимание от дизайна, отчасти ради соблюдения приватности.

Также немаловажно явно дать понять, что нигде не будет публиковаться адрес помещения. Максимум, что обычно публикуется, это название населённого пункта и улицы. Обычно же ограничиваются только названием населённого пункта.

Про боязнь копирования, например, можно сказать, что никто всё равно не сможет повторить интерьер детально, продублировав всё вплоть до планировки. А ведь именно в них, в деталях, кроется изюминка этого дома…

Согласие получено… Замечательно! Дальше важно собрать максимум материала, который пригодится фотографу для планирования фотосъёмки: планирование обычно происходит удалённо, но фотографу часто важно увидеть помещения, чтобы взять только необходимую для этой фотосъёмки технику, а не везти на себе весь свой арсенал.

Из проектной документации возьмите план помещений — важно показать их расположение относительно друг друга, расположение дверей и окон. Очень желательно указать на плане ориентацию по сторонам света, высоту помещений над землёй, тогда фотограф сможет учитывать положение солнца в момент съёмки и, возможно, сделает более эмоциональные фотографии.

Соберите все уже имеющиеся фотографии проекта. Замечательно, если на них будет видно текущее расположение мебели и т.п. «движимости». Напишите краткое текстовое описание помещений. На какие элементы желательно обращать внимание зрителей, какие «фишки» есть в дизайне, — без Вашего описания фотограф всего этого может не заметить или не придаст этим деталям должного значения.

Все собранные материалы — планы, фотографии, описания — отправляем выбранному фотографу, после чего он сможет относительно точно сказать, сколько можно сделать фотографий, какое на это понадобится время и сколько денег.

Если Вы планируете печатать фотографии в каком-либо журнале, желательно сказать об этом фотографу заранее. Разные журналы предъявляют разные требования к количеству и ориентации фотографий. Какие-то из них больше предпочитают общие виды помещений, другие «любят» фотографии деталей оформления… Профессиональный архитектурный фотограф, постоянно работающий с журналами, сможет проконсультировать Вас, на что лучше ставить акценты.

После утверждения сюжетов для съёмки обычно начинается работа по их дополнительному декорированию. Интерьер нужно сделать живым и привлекательным. Возможно, будет полезно купить живых цветов, повесить в ванную пушистые махровые полотенца, положить на обеденном столе в вазу свежие фрукты… Весь этот реквизит лучше обговорить заранее и привезти с собой на фотосъёмку — искать его в процессе будет уже некогда.

И наконец оно свершилось…

Чем лучше было всё подготовлено на этапе планирования, тем меньше времени и сил понадобится в день съёмки.

С учётом текущей погоды и времени суток фотограф обычно уже на месте решает, в каком порядке будут сниматься утверждённые ранее сюжеты. Пока фотограф разворачивает своё оборудование, у дизайнера есть 10–30 мин. на постановку первого сюжета. Пока снимается первый сюжет, а это не быстрый процесс, у дизайнера есть время на постановку следующего…

Самое важное — не делать лишней работы. Обычно для съёмки готовится только та часть помещения, которая непосредственно будет видна в кадре (включая все отражения и тени). Опытный фотограф или художник-постановщик, зная утверждённый сюжет, может быстро определить границы постановочной зоны. Если готовить помещение только в её пределах, скорость фотосъёмки увеличивается в разы без ущерба для качества результата.

 

По окончании съёмки фотограф, как правило, может оперативно предоставить черновые версии фотографий. Они удобны для беглой оценки результатов фотосъёмки и обсуждения вариантов постобработки.

Постобработка фотографий обычно занимает порядка недели времени. После чего, получив чистовые фотографии, Вы можете сделать пару отпечатков и подарить их хозяевам помещения. Этот жест будет и приятен для них, как лишний знак внимания, и может быть полезен для саморекламы дизайнера: хозяева наверняка будут показывать эти фотографии знакомым; если добавить в угол фотографий контактную информацию дизайнера, есть шанс рано или поздно получить новых клиентов.

 

Вы уже участвовали в фотосъёмке интерьеров и у Вас есть что добавить к этой статье? Я буду рад, если Вы оставите свой комментарий ниже.

Добавить комментарий

1 комментарий к заметке «Фотосъёмка интерьеров. Подготовка и проведение»

  • татьяна

    с удовольствием прочитала пост – познавательно, спасибо! особенно мне, как арзитектору.
    татьяна
    artemonblog.ru