Кто работает на съёмочной площадке
Если собираясь на съёмку, вы думаете, что в ней участвуют только модель и фотограф, то вы ошибаетесь. В создании образа или сюжета принимает участие целая команда специалистов. Все они — звенья одной цепи, отсутствие одного из них осложняет работу. Профессиональный фотограф не начинает снимать, пока визажист не нанесет макияж, а стилист не подберёт одежду. Фотограф озабочен тем, чтобы правильно стоял свет, он постоянно контролирует экспозицию и фокусное расстояние, ракурс и раскадровку. О том, как выглядит модель, беспокоится команда, где каждый отвечает за свою часть работы. Только все вместе вы получаете желаемый результат, ради которого и была организована съёмка.
Вспомним эпизод работы фотографа Майло Бреннигана и его команды из фильма Роберта Олтмана «Pret-a-porter»: к моменту прихода мэтра фотографии в павильоне все готово к съёмке. Стилисты установили задник с логотипами фирмы Lo и подготовили кубы-подставки, парикмахеры и визажисты сделали причёски и make-up, соответствующие стилю коллекции мадам Ло. Ассистент фотографа расположил семерых моделей в кадре и сделал пробные снимки на «полароид». Майло Бренниган заходит в павильон, здоровается с моделями и просит удалиться всех посторонних, включая заказчиков съёмки. Они наблюдают за работой Майло из гримёрки через стеклянное окошко. Фотограф рассматривает пробные снимки и отдает распоряжение: убрать из кадра головные уборы. Свет и цветовая гамма его устраивают, и он начинает настраивать моделей на работу. Профессиональные модели работают самостоятельно, фотограф лишь иногда просит поднять подбородок или резче взмахнуть волосами. Майло работает быстро, снимая общие планы и детали коллекции. Глядя на его работу, заказчики, не видя слайдов, понимают: съёмка удалась.
Что делает фотограф на съёмочной площадке, мы уже объясняли. Каковы же обязанности у других членов команды?
Стилист. Это, пожалуй, второй человек на площадке после фотографа. Можно сказать, что он участвует во всем. Стилист вместе с фотографом определяет место проведения съёмки, помогает выбирать фон и детали декораций, отвечает за одежду модели и за то, как эта одежда смотрится в зависимости от позы. Стилист подбирает аксессуары для модели, определяет её макияж и причёску. В его компетенции — брать напрокат одежду и аксессуары в бутиках.
У стилиста, как правило, есть все необходимое для того, чтобы погладить одежду, устранить мелкие неполадки, например, пришить пуговицу или сузить платье на спине. Многие не подозревают, что зачастую спина модели утыкана булавками и прищепками, которыми скрепляют одежду, чтобы она сидела идеально. Одна из задач стилиста — следить, чтобы эти «маленькие хитрости» не были видны в кадре.
Обычно стилист работает по свободному найму. Как правило, в узком кругу модельного бизнеса, специалисты хорошо знают друг друга и нередко работают одной командой, хотя каждый из них по отдельности тоже может выполнять заказы. Часто фотограф работает с одним стилистом, с которым ему легко достичь взаимопонимания. В других случаях стилист нанимается заказчиком.
На самые ответственные и дорогостоящие съёмки приглашается постановщик. Эта профессия, как и профессия стилиста, в нашем модельном бизнесе новая. Чаще всего постановщика заказывают в тех случаях, когда на съёмочной площадке работает большая команда моделей или когда объектом съёмки является непрофессионал, например, кандидат в народные депутаты. Обязанности, которые возлагают на постановщика, сродни обязанностям режиссёра видео- и киносъёмки. Постановщик в первую очередь руководит моделями, снимая часть нагрузки с фотографа. Выполняя режиссёрские функции, он пытается «оживить» модель: может рассказывать анекдоты, заставляя улыбаться, советует как двигаться, фиксирует наиболее удачные моменты в том случае, если модель работает самостоятельно. В случае, если на съёмке нет постановщика, его работу выполняет стилист.
Ни одна съёмка не происходит без визажиста. Фотограф или стилист дают указание визажисту создать определённый образ. Обычно стиль макияжа зависит от одежды, типа освещения, а также от специфики сюжета. Но даже если это обычная тестовая съёмка, фотомоделям необходим специальный макияж. Камера замечает мельчайшие недостатки, которых при дневном освещении не видно. Визажист умело подготовит лицо, чтобы на фотографии оно получилось чистым, свежим и красивым. Не думайте, что сами справитесь не хуже, вряд ли вы самостоятельно сделаете специальный макияж, который отличается от вашего привычного. Визажисты — настоящие художники и, кроме того, хорошие советчики — стоит прислушаться к их мнению.
Имена визажистов-профессионалов можно встретить под фотографиями в каждом журнале.
Парикмахер. У нас визажисты часто выполняют работу парикмахера, хотя эти виды работы должны выполняться отдельными специалистами. Без причёски, как и без макияжа, ваш образ будет несовершенен. Допустим, кое-что вы сможете сделать и сами (например, вам ничего не стоит красиво распустить волосы), но если задуман сложный образ, без парикмахера не обойтись. Парикмахеру, как и визажисту, основное направление указывают фотограф или стилист. Парикмахер и визажист отвечают за создание образа до начала съёмок, но они также могут присутствовать и во время них, чтобы поправить сбившуюся причёску или освежить грим. Присутствие на сеансе парикмахера и визажиста дает гарантию: макияж или причёску поправит тот же человек, который их делал. Кроме того, во время одного съёмочного дня модель может отрабатывать несколько образов, а значит — make-up и причёска каждый раз будут новыми.
Не все фотографы пользуются услугами ассистентов, но те, у кого они есть, значительно облегчают себе работу. Ассистент помогает фотографу в технической части съёмки: выставляет свет, переносит штатив, меняет объектив и раскатывает фон. Кроме того, ассистенту поручаются мелкие задания: купить или проявить плёнку, напечатать фотографии. При этом ассистент — не обязательно «мальчик на побегушках». Часто эту роль выполняет ученик фотографа, которому мастер может поручить параллельную или дублирующую фотосъёмку, а также съёмку деталей.
Иногда на съёмке присутствует заказчик. Это либо простой знак внимания с его стороны, либо желание внести реальный вклад в процесс. Он может диктовать сюжеты, композиции, участвовать в постановке. В случае издательской съёмки на сеансе обычно присутствует главный редактор, арт-директор или заведующий отделом журнала.